Обратная связь

Р О М М - С О Ю З
Литературный сайт
Эллы Титовой-Ромм (Майки) и Михаила Ромма
Сан-Диего, США

(Посвящается журналу "Самиздат" при библиотеке Максима Мошкова lib.ru) 

 

Вступление

Почему я хочу писать про ЭТО?

И действительно, какого черта мне нужно тратить свое драгоценное время и заниматься тем,
о чем написано много хороших и умных книжек?
Не легче ли упростить жизнь и просто дать полезную ссылку,
благодаря которой, вы, если захотите, поймете, чем ямб отличается от хорея,
подыщите подходящие рифмы или вообще прибегните к услугам программы,
которая фактически напишет за вас стихотворение?

Но... как говорил Лев Ошанин:

"Зачем же надо писать об этом?
Нет, я хочу рассказать подробно"

Что же все-таки заставило меня начать писать про ЭТО?
Ответ прост - СамИздат. А точнее - его поэты.

Вот читаешь иногда очередное шедевральное произведение автора и думаешь -
толи его (я имею в виду автора) Пегас нечаянно копытом по голове стукнул,
толи за Музу он с большого бодуна принял тетю Марусю,
пенсионерку из соседней квартиры.

Хорошо еще если это совершенно незнакомый мне человек.
А если это друг? Если мы с этим другом пили, если и может даже спали на брудершафт?

Читаешь, бывало, очередное творение и чувствуешь, как этот брудершафт медленно,
но верно начинает проситься наружу...

А если этот друг еще и замечательный человек? Ветеран гражданской войны? Отец многодетного семейства? Спонсор голодающих детей Африки?
Ну не говорить же ему, уже парящему на крылышках самиздатовской славы,
что он бездарь? Жалко. По крайней мере, мне - жалко.

Вот я и решила - напишу чего-нибудь, вдруг кому-то зачем-то когда-то пригодится.

 


Глава первая, в которой говорится о стихослагателях, стихоразлагателях и способе преодоления критического страха

 

Итак, начну с самого главного. Чем поэт отличается от рифмоплета?
Реакцией на критику.

Проделайте простой эксперимент: ткните пальцем в небо многострадального СИ,
зайдите в раздел своей жертвы (жертва должна чего-нибудь стихослагать) и,
не читая стихотворения, напишите небольшой комментарий от фонаря,
включающий легкую, абстрактную критику (ну там, к примеру,
не совсем понятно отношение автора к происходящему,
концовка несколько не адекватна и так далее) и посмотрите что произойдет.

Если услышите что-то типа "я специально применил такой прием...
для меня очень важен именно этот смысл...
это мое очень раннее стихотворение..." или любые другие оправдания -
скорее всего перед вами рифмоплет.

Поэт постарается принять критику к сведению.

Вообще мне не нравится разделение авторов на поэтов и рифмоплетов,
поэтому в дальнейшем я буду называть первых стихослагателями,
а вторых стихоразлогателями.

Видимо, вы догадались, что в этой главе я хочу поговорить о критике.
К сожалению, даже незначительная критика стихотворений приводит нас
порой к отчаянию.
Оно и понятно, ведь стихи - это практически наши дети.
Если моего ребенка начнут критиковать, я, скорее всего,
брошусь на его защиту как пантера,
даже если критикующий будет прав. Так мы устроены.
Таковы особенности нашей психики.
Мы боимся критики и как маленькие дети ищем только похвалы.
Это идет из глубокого детства...
("Занимательную психологию" я бы тоже не отказалась написать.)

Наверное, стихоразлагатель становится потенциальным стихослагателем в тот момент,
когда понимает, что критика может сослужить ему отличную службу.

Увы, не делать ошибок могут только гении. Что же касается нас,
простых смертных СИшников, то давайте честно разделимся на умных и дураков.
Умные это те стихоразлагатели и стихослагатели, которые учатся на ошибках других,
а так же на своих собственных.
Дураки, соответственно, ни на чьих ошибках не учатся, потому что считают,
что ошибок не совершают. А зря!

Кстати, чтобы никого не обидеть, я буду все последующие примеры приводить из своей
жизни, а стихотворным разборам и критике подвергать свои собственные произведения.

Себя я без лишней скромности отнесу к умным стихослагателям и заранее поблагодарю всех,
кто особенно сильно и много меня критиковал и тем самым улучшил мое стихокачество.
(Не могу в связи с эти не упомянуть Антиобозревателя, а так же Егорыча, к которым,
не смотря на наши многочисленные разногласия (в основном политические)
продолжаю испытывать добрые чувства.)

Когда-то давно, в бытность моей СамИздатской молодости,
я тоже очень болезненно воспринимала критику.
Если в моих стихах и не находилось порой повода для критики с точки зрения стихосложения,
то многочисленные описки и нелепые грамматически ошибки служили для некоторых
Белинских источником саркастического критицизма.
При виде критических заметок на полях своего раздела
я готова была повеситься на первом суку.
Но... не рубите сук, на которых сидите. И я начала искать выход.

Для начала русифицировала свой англоориентированный компьютер и установила на нем корректор.
Потом начала заводить дружбу исключительно с филологами или журналистами
(не могу удержаться, чтобы не упомянуть Дину Лукоянову
и Борю Борукаева),
которые, в свою очередь, исправляли ошибки корректора.
И даже приобрела и положила на видном месте грамматику русского языка...
Из всего этого напрашивается следующий вывод: при критике не нужно впадать в панику
и проделывать с собой вещи, которые проделал лирический герой небезызвестного поэта
Давида Паташинского:

"Я повешусь на заре, отрублю себе я голову,
выпью яды эти все, запалю себя дотла",

а надо начинать действовать.

Можно, для начала, воспользоваться приведенным мною примером с корректором и филологами,
а так же ссылкой, упомянутой во вступлении. Но можно и пойти другим, более трудным путем,
о котором позже.

В заключение этой главы хочу поделиться простым упражнением по преодолению критического
страха.

1. Зайдите в свой раздел.

2. Поставьте ноги на ширину плеч, а руки на клавиатуру.

3. Закройте глаза и откройте рот.

4. Скажите 'Господи, помоги!' (атеисты могут сказать 'Черт бы вас всех подрал!')

5. Представьте, что ваше новое стихотворение, которое вы считаете шедевром,
раскритиковано в пух и перья.

6. Не закрывая рта и не отрывая рук от клавиатуры, нарисуйте картину страшных последствий,
к которым может привести эта критика:
от вас отворачиваются родственники, друзья вычеркивают из телефонной книжки,
собственная собака лучше умрет с голоду, чем примет из ваших рук презренную кость,
соратники по перу и клаве разрывают с вами дипломатические отношения.

7. Дайте себе прочувствовать ощущение надвигающейся катастрофы.
Разрешите волосам встать дыбом, глазам (которые для этого нужно предварительно открыть)
выпятиться, коленкам задрожать, ладоням вспотеть, голове пойти кругом,
мурашкам побежать по коже, а кошкам заскрестись на душе.

8. Через три дня после упражнения убедитесь, что друзья при виде вас не переходят
на противоположную улицу, а земля не сошла с орбиты.

9. Скрестите руки на груди, обратитесь к небесам и громко проговорите ''Черт бы вас всех подрал!'

10. Повторяйте упражнение не менее двух раз в месяц.

 


Глава вторая, в которой говорится о важнейшем элементе стихотворения

 

Если театр начинается с вешалки, а секс с языка,
то стихосложение начинается с рифмы.

Причем желательно, чтобы рифмы были хорошие и красивые.
Если ваши рифмы плохие и уродливые, то лучше пишите белые стихи
(если, конечно, умеете).

Чем же отличаются хорошие рифмы от плохих?

Плохие рифмы режут слух (если таковой имеется).
Хорошие его ублажают.

Если вы можете отличать хорошую музыку от плохой, вы, наверняка,
не читая никаких правил стихосложения, будете использовать в своем творчестве,
или, по крайней мере, будете стараться использовать рифмы, услаждающие слух.

Ежели вам на ухо наступил медведь, то придется потрудиться, а именно:
послушать много хорошей музыки и почитать много хороших стихотворений.
В крайне тяжелых случаях придется купить слуховой аппарат.

Хорошие рифмы (они же - точные) предполагают совпадение последних звуков,
начиная от последнего ударного звука. Короче говоря, чем больше совпадает букв, тем лучше.

Плохие же рифмы (они же - неточные, бедные, ассонансные) содержат в себе звуки,
которые могут взаимозаменяться (например, глухие на звонкие)
или лишне звуки. Если звуков, наоборот, не хватает - это тоже плохая рифма.
К плохим, а точнее бедным рифмам относятся рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи
в одинаковых грамматических формах,
так как подобрать такую рифму не составляет труда.
Такими рифмами, к примеру, являются глагольные рифмы на "ать" (в словаре более 5500 слов):
летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...;
рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой -
степной - озорной...;
рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание -
венчание - сверкание - сияние - щебетание...
(Что касается моего творчества, то я с некоторых пор,
а именно со знакомства с замечательным поэтом Сашей Габриэлем не использую глагольных рифм)

По идее, рифмованными словами можно считать слова, в которых совпадает хотя бы одна
буква.Но это будет рифма, которую одновременно можно будет назвать плохой, уродливой,
бедной и режущей слух. Чем неопытнее поэт, тем чаще он разрешает себе допускать подобные
рифмы,тем ниже качество стихотворения, тем сильнее морщатся читатели которым повезло
с медведями.

Хочется еще упомянуть так называемую банальную рифму
- связку слов, относящуюся к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть.
(Вновь - любовь - кровь. Ночь - дочь - прочь. Тебя - любя. Трудный - чудный.
Поздравляю - желаю. Радость - младость. Встречи - свечи. Слёзы - морозы - грёзы - розы.
Борьба - судьба. Век - человек. Чувство - искусство. Ночи - очи.)
Таких рифм надо избегать, хотя иногда использование их может быть оправдано контекстом.

К примеру, я употребила банальную рифму в следующем стихотворении:


Сегодня полная луна...
Не страшно мне
Стоять раздетой у окна -
Гореть в огне.
Задернув занавесок бязь
(Не смей уснуть!)
Протянет Азазелло мазь
И скажет: "В путь!"
Давай на сломанной метле
Взлетим c тобoй -
Уже готовится в котле
Oтвар xмельной.
И по губам сочится кровь?
Гуашь? Вода?
Что там рифмуется? Любовь?
- О, нет!
- О, да!


Очень впечетляющей является авторская рифма - сочетание нестандартных слов или их частей.
(исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков, жизнь с кого - Дзержинского,
наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его,
лёд щеки - лётчики, та ли я - талия, почему ж бы - службы,
об двери лбы - не поверил бы)

Давайте обратимся к одному из моих ранних стихотворений

Снова осень. Раздумья пускаются вспять.
Вспоминаю о прошлом, и хочется верить,
Что наступит весна и вернется опять
То, во что я сумела однажды поверить.
Не жалею о прошлом, не плачу о нем,
Хоть и было оно самым чистым и светлым.
Надо жить не прошедшим, а завтрашним днем,
Навсегда отпустив уходящее лето.
Не вернуться назад. Лишь во сне, в забытьи
Я туда уношусь, свои думы оставив.
Так лети моя птица, смелее лети,
В неизвестную даль свои крылья расправив.

Рифмы вспять - опять это хорошие рифмы, так как в них совпадает целых 4 звука.
Произнесите эти два слова быстро несколько раз. Прислушайтесь.
Эти два слова как будто сливаются и звучат очень красиво. С другой стороны,
эта рифма часто встречающаяся, что немного понижает ее хорошесть.

Рифма верить - поверить (в учебниках такие рифмы называются полутафтологическими),
хоть и совпадает по целым 6 звукам, относится к плохим (я называю такие рифмы ленивыми,
так как они образуются без особого труда путем прибавления, в данном случае приставки.
К ленивым я так же отношу многострадальные глагольные рифмы)

О нём - днём. Рифма хорошая, хотя и не вносящая ничего нового.
(Ответьте на вопрос, почему эта рифма хорошая? Если смогли ответить,
то вы поняли, о чем я говорю. Если нет, я объясню вам более подробно в частной переписке)

Светлым - лето. Эта рифма заслуживает того, чтобы о ней поспорить.
Какая она? Хорошая или плохая? Здесь все зависит от вашего слуха и восприятия,
ибо существует понятие субъективные акустические рифмы -
рифмы, построенные на созвучии слов и основанные сугубо на индивидуальном восприятии.
Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других.
(Ступа - рупор, ваши - фальши, они - раним, сласти - счастье, длинный - дивный...)
Я считаю, что перегружать стихотворение такими рифмами не желательно, но они вполне
приемлемы.(Кстати, стихотворение, полностью состоящее исключительно из таких рифм, может
быть очень даже оригинальным.)

В забытьи - лети. Эту рифму можно отнести к плохим (бедным) так как она совпадает только
по последним гласным. Немного на ступень выше эту рифму приподнимает общая согласная Т.

Оставив - расправив. Опять таки - ленивая рифма.

Получается, мое стихотворение написано плохо.
А мне казалось, что оно почти шедеврально.
Ужасно неприятно выслушивать справедливую, но все-таки критику.
Однако, я твердо решила относить себя к умным стихослагателям,
поэтому закрываю глаза и открываю рот, потом убеждаюсь, что земля по-прежнему вертится,
а потом иду учиться на собственных ошибках, извлекая полезное из только что услышанной критики.

Подошла пора домашнего задания. Попробуйте улучшить приведенное выше стихотворение, обогатив его хорошими рифмами.

(Кстати, так как я пишу "Занимательное стихосложение" буквально одновременно
с обсуждениями в комментариях, то с удовольствием по окончанию работы отмечу
наиболее активных помощников. Не знаю еще, что именно это будет:
благодарность с занесением в личное дело, или ценный подарок, но обязательно что-то приятное.)

 


Глава третья, про образы

 

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни стихи читаются легко,
вызывают у нас массу эмоций, запоминаются практически с первого прочтения,
западая глубоко в душу, а другие этой прекрасной участи лишены?

Конечно, огромную роль играет личное отношение читателя к автору.
Совершенно очевидно, что стихи моего собственного мужа будут мне нравится больше,
чем стихи мужа чужого, пусть он будет даже сам Александр Сергеевич Габриэль...

Но, согласитесь, немаловажную роль играют и поэтические образы.
Некоторые из них легко понять и представить, другие же понять и представить сложно.
Не смотря на это обстоятельство и те и другие можно условно разделить на плохие и хорошие.

Что же такое образ? Образ - это описание того или иного явления, предмета,
действия, которое передано словами автора на основе его восприятия,
эмоций и чувств.

Образы могут быть яркими или тусклыми, интересными или невыразительными,
неожиданными или банальными...
Тусклых, невыразительных и банальных образов нужно избегать.

Давайте объединим подобные образы общим названием плохие и попытаемся понять
как создать хороший образ.

Прежде всего - создание образа должно идти от сердца и возникать в состоянии вдохновения.

Обычно образы вообще не ищутся, они приходят в голову
по каким-то одним им известным тропам.
Но и пришедший образ не всегда бывает хорошим.
Попробуйте написать чего-нибудь, а потом закрыть глаза
и представить себе то, о чем вы написали.

Одна из моих лирических героинь произносит следующее четверостишие:

'Счастье белой скатертью
Проплывает мимо.
Не бывать мне матерью,
Не ласкать мне сына'

Не будем сейчас обращать внимание на плохую рифму 'мимо-сына',
а попытаемся закрыть глаза и представить данную мной образную зарисовку.
Почему это вдруг скатерть плывет? Разве скатерть может плыть?
Если бы героиня сидела на берегу реки, может тогда бы это имело смысл?
Но представьте себе плывущую по реке скатерть.
Ее и скатертью-то нельзя будет назвать, потому что выглядеть она будет как мокрая тряпка.
Зададим себе вопрос: ‘Что может делать скатерть?' Правильно - она может стелиться.
Попробуем исправить ошибку:

'Счастье белой скатертью
Стелется, да мимо'

Закроем глаза. Вот оно - счастье, совсем рядом,
готово расстелиться перед героиней белой скатертью,
но стелется мимо и приводит героиню к печальному итогу
'Не бывать мне матерью'

К плохим образам так же относятся штампы. Штамп - это часто встречаемый образ.

Допустим, поэт употребил образ ЧАША ЖИЗНИ. Мы вполне логично ожидаем,
что в последующих образах чаша (она же бокал, кубок, стакан) будет наполняться до краев,
будет пустой, выпитой героем или кем-то другим до дна или выпадет из чьих-то ослабевших
рук.Все эти образы легко предсказуемы.

Кстати сказать, хорошая поэзия отличается от плохой эффектом 'обманутого ожидания', когда
вместо ожидаемого логически следующего банального образа, возникает необычная картина,
созданная воображением автора. Чем такой образ ярче, тем оригинальнее стихотворение.

Вот некоторые выражения-штампы, употребление которых нужно сводить к минимуму:
тонкая талия, пышные волосы, высокая грудь, трудная любовь, долгая жизнь.

Для примера рассмотрим одно из моих ранних стихотворений.

Говорят, что забыть не трудно.
Просто надо не вспоминать.
Не мечтать. И в толпе многолюдной
Твоих глаз теплоту не искать.
Просто надо не думать о встрече.
Не шептать твое имя во сне.
И в холодный, заснеженный вечер
О счастливой не думать весне.
Улыбнусь, но печаль не стихает -
Замерзает слезой на снегу.
Каждый день я тебя забываю,
Да забыть все равно не могу...

Многолюдная толпа, теплота глаз, шептание имени во сне,
холодный и заснеженный вечер, счастливая весна, не стихающая печаль,
замерзающая на снегу слеза -
все это примеры плохих образов.
(Кстати, многолюдная толпа это вообще абсурд. Почему?)

А теперь домашнее задание. Найдите у себя в стихах штампы и попытайтесь их исправить.




Глава четвертая, про каки

 

Как-то стали две макаки
Делать пипи, делать каки.
Говорят, у тех макак
Вышло очень много как.


Моя любимая тема в стихосложении это артикуляционные ошибки.
Я обожаю эти коварные неточности, которые, кстати, могут вкрасться
в творчество любого поэта.

Объяснять артикуляционные ошибки лучше на конкретных примерах.

Вспомните, как вдохновенно мы распевали знаменитую песню на слова Исаковского
про "Лучше нету того цвету".

А ведь там допущена артикуляционная ошибка "каку вижу, каку слышу".
Мы поем и начинаем вместе с автором видеть и слышать каку.
Если созерцание каки я еще могу себе представить, то слышать,
скорее всего, можно не саму каку, так как она разговаривать не умеет,
а процесс ее появления на свет. Да и то не всегда.

А вот Вера Инбер в поэме про Степана Разина написала следующее:
Отруби лихую голову.
(Отрубили, извините, не пользуюсь ненормативной лексикой ... голову)
Каки Исаковского бездарно меркнут в сравнении с этой фразой,
а все последующие ошибки молодых авторов являются просто детским лепетом.

Хотя Блок в поэме "Двенадцать" тоже отличился следующей фразой:

Утек подлец! Ужо постой,
Расправлюсь завтра я с тобой.
(У, извините, .... стой)

Были подобные ошибки и у других маститых поэтов. Пушкин в 4 главе "Евгения Онегина",
к примеру, усадил в ванну сосну:

"Со сна садится в ванну со льдом" (Тут, кстати, ударение падает на сО льдом, не думайте,
что великий поэт еще и сбился с ритма)

И у Ахмадулиной: "И коль дитя расплачется со сна, не беспокойтесь - малость виновата".

А у Брюсова есть такая, очень некрасиво звучащая во второй части, строка: "Мы ветераны,
мучат нас раны"


(Надо сказать, что у людей имеется не одинаковая чувствительность
к артикуляционным ошибкам: одни их моментально слышат, другим на них нужно указать.
Если вы поняли какие слова я обозначила многоточиями, значит вы этой
чувствительностью обладаете.)

Не обошли эти ошибки и мое творчество.

Вот, к примеру, такое четверостишье:

Мне про Татьяну, как ни странно,
Как раз история мила.
Я представляю, как Татьяна
Всю ночь Онегина ждала.

На которое я сразу получила ответ своего мужа, поэта Михаила Рома:

Я всё смогу но какни странно
Такая просьба не смешна
Не первой свежести сметана
Мой друг для этого нужна

Вообще, я стараюсь избегать слова "как" и любых производных от него, потому что это
часто приводит к артикуляционным ошибкам. Самыми смешными из них, видимо будут
являться словосочетания "как она, как оно писано, как, от чего и как убрать"
Надеюсь, все услышали в этих сочетаниях слов то, что слышу я. А именно:
кака на, кака написана, какать чего? и каку брать. (Приношу, конечно же, свои извинения)

Советую и вам, уважаемые читатели, придерживаться того же правила,
если вы не хотите стать жертвой моего друга поэта-пародиста Алексея Березина.

Не буду загружать данную главу долгими рассуждениями на тему артикуляционных ошибок,
а просто приведу примеры забавных фраз и словосочетаний,
употребление коих в поэзии крайне не желательно:

"И цел к утру" (очень опасная манипуляция, могущая привести к потере девственности)
"Искала, выбирала я тебя" (Из чего выбирала?..
Впрочем, можно провести санитарную обработку - главное, чтобы мужчина хорошим был))
"Когда любови с нами нет " (Весна? Минет? Очень может быть - там где любовь,
там и перечисленное)
"Он с сарказмом смотрел на меня" (Смотреть с оргазмом -
это в занимательную сексологию)
"Запись диска" (Новое ругательное название женщины?)
"Люблю - и баста" (Без слухового аппарата можно подумать,
что это девиз человека с сильным сексуальным темпераментом)
"Реки любовь от меня прочь умчали" (Прочумчание - новый способ транспортировки любви?)
"Сигарету дососу я (Само по себе очень забавное словосочетание,
но кто такой сосуй?)
"Нет, не проста та борьба с темнотою" (Действительно, не простата,
а фонарь поможет в данном случае)


Домашнее задание - давайте продолжим список подобных словосочетаний.

 




Глава пятая, про мусор и гадов ползучих

 

Хочу продолжить начатую в прошлой главе тему о стихотворных ошибках.

Следующая ошибка, которой я хочу уделить внимание, созвучна названию предыдущей главы.
Я имею в виду какологию (странное совпадение, правда?)

Какология - это неправильный оборот или неправильная расстановка слов:
'одержать успех' вместо 'одержать победу' или 'добиться успеха;
'поднять тост' вместо 'поднять бокал' или 'произнести тост' 'ерунда собачья'
вместо 'чушь собачья'; 'планы исполняются' вместо 'желания исполняются'
или 'планы строятся'.


Еще одной погрешностью является авторская глухота -
стилистические и смысловые ошибки, не замеченные автором.


У меня подобная ошибка вкралась в стихотворение 'Черно-белая жизнь'


Я употребила строчку 'Девять месяцев лунных я выношу счастье под сердцем'
Как медику мне совершенно не простительно не знать,
что беременность протекает, если ее исчислять не обычными, а лунными месяцами,
не 9, а 10 месяцев.

Такие ошибки часто случаются просто по недосмотру автора, который увлечен стихотворением
(рифмами, размером и тд) и не обращает внимания на детали.
Не буду очень расстраиваться по этому поводу, так как подобные ошибки можно встретить
у поэтических светил всех времен и народов.

Приведу несколько примеров:

у А. Пушкина:

Вот испанка молодая
Оперлася на балкон
(вместо на перила балкона)


у М. Лермонтова:

И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте...
(грива растет только у льва и не на хребте, а на шее);

у А. Фета:
О первый ландыш! из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.
(из-под снега вырастает подснежник, а не ландыш,
который появляется уже в разгар весны);

у И. Уткина:
Не твоим ли пышным бюстом
Перекоп мы защищали?
(советские войска в гражданскую войну не 'защищали', а штурмовали перекоп).

Ужасно нелюбимой мной ошибкой, является стилистический мусор.
Возникает эта ошибка в случае, когда автору не хватает слогов,
чтобы попасть в размер, или этих слогов слишком много.

Самым вредным стилистическим мусором являются частицы, а самая распространенная из них,
пожалуй, частица 'уж'. Категорически никаких ужей!
Эти скользкие, ползучие гады сделают любое стихотворение безобразным.

К 'ужам' относятся такие уточнительные слова как 'тот', 'тут', 'все', 'эта', 'та' и другие.

(Частицу 'уж' нельзя не использовать в устоявшихся словосочетаниях:
'ну, что уж теперь вспоминать', 'куда уж тебе', 'вы уж постарайтесь')

Таким образом, употребление местоимений (тот, этот, моя, твое), а так же других
вспомогательных частей речи,(а, но, и, б) которыми так легко заполнять промежутки,
выдает несостоятельность автора. Чем меньше в стоке маленьких, но ужасно кусачих ужей,
тем сильнее услада уха читателя.


Домашнее задание - попробуйте выловить своих собственных ужей и заменить их на
другие объекты флоры и фауны.




Аппендикс 1. Примеры артикуляционных ошибок авторов СамИздата и классиков

 

Ссылки на произведения не даны по причине исправления (возможного и желательного) авторами неточностей и, благодаря этому отсутствию первоначального варианта текста.

Андрей Ванюков в стихотворении "На актуальную тему 4"

Тут правит бал ада наместник (балладанаместник)
(Балладанаместник это звание или должность?)

Егорыч "Улыбнитесь женщине"

Как немного нужно ей (как)
(Женщене нужно много не как, а улыбок)

Соколофф Александр Батькович
"Русская Primavera"

Жаль, колодца (колоться)на всех не хватит, организм переводит воду
(Колоться на всех не хватит?)

Он же "на стыке слов"
Хлебаешь из ведра любовь как квас
(как вас)

Очень забавное название стихотворения и строчка у Кати-Кентавры
"Добычу чуя"

Добычу чуя, взметнулась стая,
(Дабы Чучуя? Кто такой Чучуй?)

Эллана сдала в копилку свою козу:
Давай приступим к азам. (к козам)

Granovsky Irene
- кто там по лестнице идет - определю по слуху я.
"определю послу ..."
(Очень нецензурно получается.)

Николаева Надежда "Тайны больших деревьев" употребила известное выражение, которое
звучит очень смешно.

Ошибся - и попал как кур во щи.(и папалка курва щи)

У Балабаш Александра в стихотворении "003":
Проснется и мечется как олень - (проснется и мечется кака лень)

Линникова Юлика написала стихотворение с названием
Мы ли?
(мыли)

А вот пример из стихотворения Графова Емели "Что за чудо - наша жизнь" о том, в каком
порядке опасно расставлять стихотворные размеры:
Ямб, Хорей, Анапест, Дактиль (она п(извините)да)

Пушкин Алексей Викторович назвал свое стихотворение "День и блики" (день иблики) -
видимо этотакой праздник и, видимо, языческий.

А теперь уже пошли классики:

Тютчев (стащила у Владимира Бродского)

И между гор росисто (и между гор расиста) вьется
Долина светлой полосой.

Пушкин А.

Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?

Лермонтов М.

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом (с винцом) в груди лежал недвижим я.

Батюшков К.

Шуми, шуми волнами, Рона, (волна Мирона)
И жатвы орошай.

Вяземский П.

И тут нежданный стих, неведомо с чего,
На ум (Наум) мой налетит и вцепится в него.

Уткин И.

Ты не мучь напрасно взора,
Не придет он, так же вот (живот)



Заключение

 

О написании стихов можно говорить долго. Но любой оратор, даже самый разговорчивый,
должен рано или поздно сойти со сцены. Уходя, я хочу надеяться, что сказанное если
и не умножит количество хороших стихослагателей, то, по крайней мере, вызовет
добродушную улыбку читателей.


Ваша Элла Титова-Ромм (Майка)