Обратная связь

Р О М М - С О Ю З
Литературный сайт
Эллы Титовой-Ромм (Майки) и Михаила Ромма
Сан-Диего, США

Так что же такое Запад?

(эссе)

Запад – это мировоззрение, колыбелью которого можно считать западноевропейский континент. Мировоззрение изменяется, но общество из поколения в поколение передаёт минимальный набор аксиом, который впитывается с молоком матери. Эти аксиомы не эфемерны, их можно сформулировать. Когда набор аксиом изменяется, общество всё отчётливее прощается со своим прошлым – так возникают новые цивилизации. Конечно, это происходит крайне редко и медленно, хотя бывают и ускорения.

Мы можем выделить лишь один основополагающий принцип западного мировоззрения. Все остальные принципы не являются аксиомами, а следуют из него. Вот он:

ЧЕЛОВЕК – АВТОНОМНЫЙ СУБЪЕКТ.

Это значит, что в западном сознании есть всеобщее согласие насчёт одного только вопроса: существует отдельный человек, единица, личность как таковая, независимо от какой-либо групповой принадлежности. Эта личность существует сама по себе, независимо от существования церкви и государства, и другие личности, а также общество, церковь и государство, обязаны с этим считаться.

Задолго до прихода эпохи гуманизма, западный мир интуитивно был склонен к гомоцентричности. Еврейское Писание начинает наше летоисчисление со дня рождения первого человека (Адама), а не с момента сотворения неба и земли. Христианский календарь утверждает, что сейчас такой-то год “от рождества Христова”, который был или человек, или бог в человеческом облике. Степень автономности личности как субъекта права менялась, но всегда обладала потенциалом, который и воплотился в реальную энергию через эпоху гуманизма.

В наше время автономность личности - это единственная аксиома, насчёт которой в западном мире есть согласие, и поэтому, можно считать, она определяет Запад. Несовместимыми с Западом оказываются те цивилизации, в которых автономность субъекта отрицается полностью.

Есть и такие цивилизации сейчас? Исламский календарь начинается не со дня Творения или рождения Адама, не со дня рождения Пророка или получения им откровения Аллаха. Летоисчисление ведётся от года создания первой исламской общины в Медине. В ортодоксальном исламе личность имеет право на жизнь и развитие только как единица мусульманской общины, но не сам по себе. Внутри общины - мир, гармония. Вне общины - война, хаос. Вышедший из общины (т.е. переставший быть мусульманином) автоматически становится персоной вне закона, не достойной не только уважения, но и самой жизни. Это мир коллективистский, не гомоцентричный и не эгалитарный.

Интересно было бы рассмотреть в этом ключе индийскую, китайскую, японскую и другие азиатские цивилизации, а также и религии, им сопутствующие (включая и буддизм).

На Западе вопроса об автономности субъекта нет. Этот вопрос был разрешён примерно в эпоху Возрождения (и окончательно – в период буржуазных революций), когда европейцы на самом деле отделили церковь от государства, философии, науки и искусства. С тех пор Запад привык к аксиоме автономности субъекта, и никто её больше не оспаривает.

Других аксиом у западной цивилизации нет. Все остальные «истины» либо являются следствиями первой, либо вызывают споры и разногласия.

Среди следствий аксиомы можно выделить широкий взгляд западной цивилизации на вещи, культуры, миры. Поскольку отдельная личность автономна, Запад делает вывод, что в иных «мирах» существуют хоть и иные, но столь же автономные личности. Поэтому Запад способен, как минимум, терпеть иные культуры и даже вероисповедания.

Детали же личной автономии вызывают постоянные разногласия в западном мире. Одни воспевают “наибольшее благо для наибольшего количества людей”, а другие - главенство фундаментальных принципов морали над прикладной пользой. Разногласия есть по всем вопросам: ценность жизни, свободы, равенства и т.п. Не прекращается дискуссия между философами и обществоведами, односельчанами и соседями по подъезду. Одни считают неприемлемой смертную казнь, другие – аборты. Иногда западная мысль совершает самоубийственные завихрения - в сторону расизма, евгеники, национализма… Но даже и эти катастрофы мысли не были бы возможны без нашей изначальной запрограммированности на автономию личности, на тенденцию к согласию, что индивидуальность существует, на противопоставление индивидуальности и общества. На этом и стоит западная цивилизация.

21-22 октября 2015 года